Irma (irma_denk) wrote,
Irma
irma_denk

УРОК ФИЗИКИ. ФОНАРИК

Image Hosted by PiXS.ru
Эльза Железняк
Дина стояла у доски и бойко тарахтела выученный урок по физике. Этот предмет они только начали изучать: всё было новым и интересным. Странно звучали для ребят, особенно девочек, ранее не слышанные ими слова: электроны и протоны, нейтроны и ядро, атом и сопротивление, контур, ноль на массу, электрическая цепь, поэтому не всегда чётко произносились. Несмотря на то, что Дина была небольшого роста, мальчишкам не уступала в ловкости и сообразительности. Она могла организовать класс на что угодно и потому хлопот и сюрпризов дирекции могла преподнести много, одним словом, сорванец. Как-то сразу обе её косы привязали к спинке парты, и когда учитель спросил её с места, Дина, не отвязывая кос, быстренько настучала учебником по головам своих обидчиков. Она могла подтянуться на турнике пару раз, хорошо бегала, как и все дети, обожала лыжи, а летом каталась на велосипеде. А ещё она любила читать книги.

Директор школы, Николай Николаевич, он же по совместительству учитель физики, расхаживал по классу и внимательно слушал ответ ученицы, по сути, урок сложный. Вызубрила, что ли? В процессе обучения он заметил, что память у Дины очень хорошая, и решил проверить: действительно разобралась или просто зазубрила, а потому попросил нарисовать схему электрического фонарика. Девочка подошла к доске, взяла мел и, приподнявшись на цыпочки, стала чертить. В принципе, схему она начертила всего лишь с одной погрешностью, но с серьёзным отклонением - элемент питания разместила в середине цепи, не соединив ни с чем. Цепь сама по себе, а внутри неё элемент сам по себе. Поднялся лес рук, и послышались выкрики: « Можно мне? Неправильно»!
- Ну, слушаем тебя, – сказал учитель, не оглядываясь на класс, подняв руку, призывая к тишине, – «Что нужно сделать, чтобы лампочка твоего фонарика загорелась?»

Ребята затихли, с директором не поспоришь. Девочка резко повернула головку к классу, не поняла, чем же вызвала такое несогласие остальных, что же сделала не так, и от этого непонимания появилась растерянность на лице. Не понижая своего звонкого голоса, Дина стала рассказывать, что значат все условные обозначения в нарисованной схеме.
- А вот здесь выключатель, - ткнула испачканным мелом пальчиком в косо нарисованную чёрточку. Затем стёрла её и нарисовала другую, соединив в одну сплошную линию, обе линии, как бы замкнула цепь. Класс снова загудел, послышались голоса: «Неправильно. Неверно».

Николай Николаевич с любопытством наблюдал за этой крохой и думал, как же она справится с решением?! Вчера, когда писал планы уроков, рядом сидела его жена Валентина, преподававшая историю и географию в старших классах, и, проверяя контрольные работы, заметила, что абсолютно ничего не помнит из учебников по физики, так как её не понимала, а просто натурально зубрила. И по большому счёту, девочкам знания по ней абсолютно в жизни всех ее знакомых и одноклассниц не пригодились. Поэтому он и вызвал отвечать первую попавшуюся девочку из списка.
- Хорошо подумай и дай мне ответ, слышишь, из класса тебе говорят, что схема неверна.

Дина вскинула голову и с вызовом посмотрела на учителя: что это он такое говорит, она сама вчера себя перепроверяла, всё было правильно. Ещё раз взглянула на аккуратно начерченный прямоугольник с кружочком, внутри которого был крестик, и заметила свою ошибку, элемент должен был располагаться на линии! Девочка уверенно смахнула тряпкой условный значок – элемент питания и прочертила две линии минус и плюс на замкнутой линии:

- Ой, я же не туда батарейку нарисовала! – радостный голосок исторгал ликование. – Вот тут минус, а тут плюс. Снова послышались голоса мальчишек, но уже одобрительных. Дина повернулась к преподавателю и торжествующе посмотрела на него, ожидая вердикта.

- А если у тебя будет не плоский, а круглый фонарик, который вмещает в себя несколько элементов питания, как ты их будешь размещать?

Девочка рядышком прочертила ещё две полоски – длинную и короткую. Перекинула свалившуюся одну из кос на спину и стала стирать свой фонарик, который таки загорелся! Первый в её жизни. Так она впервые заработала свою пятёрку по физике, причем заслуженно!

Пройдёт много времени, и в жизнь девочки войдут такие понятия, как метод термодинамических потенциалов, соотношения Максвелла; энтальпия и связанная энергия, домены, спины, электроны, фотоны, кварки, нейтрино и многое другое. А сейчас, с превосходством посмотрела на класс, дескать, а вот вам, забрала дневник из рук директора и чуть не вприпрыжку направилась на своё место, высунув кончик розового язычка, показывая его мальчишкам. Но многим ли успеешь показать, если ты сидишь на первой парте?!…
Tags: моя проза, проза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Recent Posts from This Journal